Краудфандинговый спутник «Маяк» передали «Роскосмосу» для запуска

Разработчики «Маяка» и спутник. Фото: команда «Маяка»

22 сентября спутник «Маяк» передали представителям «Роскосмоса». По словам разработчика, его отправят в космос на ракете-носителе «Союз» вместе со спутником дистанционного зондирования Земли «Канопус-В-ИК» в конце этого года.

Спутник «Маяк» разработала и собрала группа энтузиастов на базе МАМИ (с 2016 года — Московский политехнический университет). Кроме разработчиков и пиарщиков в состав команды проекта в разное время входило до 45 человек, включая трех студентов, которые помогали собирать трехметровый отражатель из блестящей космической ткани. Отражатель сделан из полиэтилентерефталата, покрытого светоотражающей краской. Материал предоставил НИИ космических и авиационных материалов из Переславля-Залесского. По словам представителя НИИ, они дали материалы даром и не верили в то, что из идеи с «Маяком» что-нибудь получится.

Сейчас «Маяк» — это черно-оранжевая коробка размером с термос и весом 3,31 кг (на фото она перед руководителем группы разработчиков Александром Шаенко). По планам создателей после выхода на орбиту «Маяк» раскроет свой отражатель и станет похож на трехметровую блестящую трехгранную пирамиду. В космосе спутник будет выполнять важную миссию — лететь на высоте 500 км над Землей, вращаться вокруг своей оси и отражать солнечный свет. По словам разработчиков, ночью его блеск можно будет увидеть невооруженным глазом, а чтобы знать, куда и когда смотреть, разработчики выпустили мобильное приложение.

«Маяк» на орбите
«Маяк» на орбите. Изображение: команда «Маяка»

Научная задача у спутника тоже есть: разработчики ожидают, что «Маяк» проведет на орбите не менее 20 дней, и целью будет выяснить, за какое время трехметровый отражатель-парашют сведет его с орбиты за счет трения в верхних, разряженных слоях атмосферы. Создатели предполагают, что с помощью таких конструкций можно будет спускать с орбиты старые спутники, чтобы не засорять космос.

На протяжении двух лет разработки проект освещали как «первый краудфандинговый спутник в России». С помощью краудфандинговой платформы «Бумстартер» на спутник собрали около двух миллионов рублей, но этого не хватило: по словам Александра Панова, который отвечает за продвижение проекта, денег понадобилось «гораздо больше трех миллионов». О том, сколько всего потребовалось денег и кто помог найти недостающие, Александр рассказывать не захотел.

Подробно про спутник «Маяк» можно узнать на сайте, в сообществах в фейсбуке и вконтакте.