Клетчатка ослабляет аллергию на арахис у мышей

«Мышь и арахис». Альберт Анкер

Международная группа биологов показала, что у мышат, которым с рождения давали много пищевой клетчатки и витамина А, аллергическая реакция на арахис была слабее. Справиться с иммунным ответом им помогали «правильные» кишечные бактерии, подкормленные клетчаткой.

Пищевая аллергия — неадекватная реакция иммунной системы на безобидные раздражители. До сих пор неизвестно наверняка, из-за чего организм воспринимает пищу как враждебный элемент. В последние 20 лет распространенность пищевых аллергий сильно увеличилась, в особенности в Западной Европе. Согласно одной из теорий, в этом виновата излишняя чистоплотность. Альтернативу «гигиенической гипотезе» предложили авторы исследования, опубликованного в журнале Cell Reports. Они показали, что тяжесть аллергической реакции у мышат связана с составом и активностью микрофлоры кишечника, на которую, в свою очередь, влияет количество клетчатки и витамина А в рационе.

Одной группе мышей с искусственно вызванной аллергией на арахис исследователи давали корм со средним содержанием клетчатки, а другой — с высоким. Оказалось, что у грызунов из первой группы развивалась более тяжелая иммунная реакция на арахис, чем у второй.

Чтобы показать связь между микробиотой — сообществом микроорганизмов кишечника — и аллергией, ученые пересадили кишечных бактерий от мышей с аллергией, которые ели много клетчатки, мышам, у которых с рождения в кишечнике не живет вообще никаких микроорганизмов. Хотя эти мыши не потребляли клетчатку, у них также развивался менее острый ответ на арахис. Таким образом, правильный состав кишечных бактерий помог им ослабить иммунную реакцию.

Авторы работы объясняют этот результат особенностями метаболизма кишечных бактерий: в отличие от мышей (и человека) они могут расщеплять пищевую клетчатку на ее производные, в первую очередь — на короткоцепочечные жирные кислоты. В экспериментах исследователи показали, что эти жирные кислоты затем связываются с рецепторами на поверхности Т‑регуляторных клеток, которые подавляют иммунный ответ.

Подробнее о том, из-за чего возникает аллергия и как с ней бороться, читайте в материале «Чердака».