Кишечные бактерии не дают людям худеть

Американские ученые пришли к выводу, что эффективность диеты зависит от состава кишечных бактерий. Если кишечная микрофлора «не готова» к диете, то человек не похудеет даже при резком уменьшении потребляемых калорий.

Чтобы изучить, как смена диеты влияет на жизнедеятельность кишечных микроорганизмов, группа ученых из Университета Вашингтона в Сент-Луисе установила наблюдение за двумя группами американцев.

Первая группа употребляла с пищей в два раза меньше калорий, чем средние американцы, и состояла из худощавых людей. Вторая группа питалась привычным для американцев образом и состояла преимущественно из людей с избыточным весом.

У людей из этих двух групп ученые выделили и культивировали два набора кишечных бактерий. Совокупность групп кишечных бактерий, характерных для 34 людей, ограничивавших себя в калориях, назвали CRON. А совокупность групп кишечных бактерий от 198 людей, питавшихся привычной для американцев пищей, назвали AMER.

Затем ученые взяли две группы из десяти троек лишенных собственной микрофлоры (гнобионтных) мышей. Первой группе мышей пересадили бактерии CRON, а второй — бактерии AMER. Через 11 недель ученые проанализировали вес и физиологическое состояние мышей.

В группе мышей, колонизированных микрофлорой CRON, одну мышь кормили в соответствии с диетой AMER, а вторая получала ограниченное по калориям питание CRON. Поскольку в естественной среде животные, живя и питаясь вместе, обмениваются микрофлорой, ученые воспроизвели это обстоятельство в лаборатории: третью мышь из CRON-группы кормили в соответствии с диетой CRON, но при этом в состав пищи вводили микрофлору AMER.

Тот же самый эксперимент произвели с мышами, колонизированными микрофлорой группы AMER. Разница состояла в том, что третья мышь получала пищу в соответствии с диетой AMER, но при этом в состав пищи вводили микрофлору CRON.

Оказалось, что у мышей, колонизированных микрофлорой AMER и питавшихся по AMER-диете, но получавших CRON-бактерии, сохранялся нормальный вес и обмен веществ. При этом мыши с микрофлорой CRON, питавшиеся по AMER-диете, набрали вес меньше, чем мыши с микрофлорой AMER, питавшиеся по CRON-диете, которые почти не сбросили вес.

На основании полученных данных американские ученые предположили, что для повышения эффективности диеты нужно не только изменять состав потребляемых продуктов и количество калорий в еде, но и корректировать микрофлору худеющего человека. Дальнейшие исследования помогут понять, какие именно таксоны бактерий нужно включать в пробиотики, чтобы ускорить выздоровление людей, страдающих избыточным весом.

Исследование опубликовано в журнале Cell host and Microbe.

Ранее ученые выяснили, что кишечные бактерии не только влияют на пищеварение, но также связаны с синдромом хронической усталости и даже болезнью Альцгеймера.