Биохимики собрали базу данных ядов скорпионов

Фото: Marshal Hedin / Flickr

Сотрудники Института биоорганической химии РАН собрали базу данных пептидных токсинов из яда скорпионов. Она поможет ученым систематизировать информацию о молекулах, блокирующих калиевые каналы.

Калиевые каналы — это самый распространенный тип ионных каналов, то есть белков, которые пропускают ионы через клеточную мембрану. Калиевые каналы пропускают только ионы калия и играют ведущую роль в передаче сигналов в нервной системе. Нарушение работы этих белков приводит к различным заболеваниям, поэтому они считаются важными фармакологическими мишенями. Белковые токсины, такие как яд скорпиона, избирательно блокируют калиевые каналы, что приводит к параличу жертвы.

«Представьте, что вы изучаете какого-либо скорпиона и вам необходимо узнать, что известно о молекулярном разнообразии блокаторов калиевых каналов, входящих в состав яда. Вы заходите в базу данных и находите все известные пептидные молекулы этого животного, действующие на калиевые каналы. База данных подходит и для фундаментальных исследований, и для практических задач, например для создания лекарственных препаратов», — объясняет первый автор статьи Алексей Кузьменков.

Ученые собрали сведения о молекулах из научных статей и других баз данных, рассчитали молекулярную массу токсинов и указали калиевые каналы, на которые действует каждый токсин.

Результаты работы опубликованы в журнале Database: The Journal of Biological Databases and Curation. База данных — на сайте kaliumdb.org.

Исследователи планируют дополнить базу данными о пептидах, которые выделены из других животных: пауков, пчел и змей.