Иркутские химики превратили сахар в средство от гриппа

Нет, гомеопатия тут ни при чём : углевод, добываемый из растений, после некоторых модификаций способен защитить мышей от последствий вторжения вируса гриппа A/H1N1 в организм.

Сотрудники Иркутского института химии Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) модифицировали цепочки из молекул глюкозы так, что они стали предотвращать заболевание гриппом у мышей. Об этом сообщает пресс-служба Иркутского научного центра СО РАН. Также исследователи получили патент на свою разработку.

Известно, что природные поли- и олигосахариды (углеводы, состоящие из множества или нескольких мелких молекул сахаров, например глюкозы), несущие на себе сульфатные группы (-SO4), обладают противовирусной активностью. Однако они плохо растворяются в воде, а растворившись, подавляют свертывание крови, что может быть опасно для пациента. Иркутские химики решили избавиться от этих недостатков потенциальных противовирусных соединений. Для этого они связали сульфитные группы (-SO3) с цепочками из 2—7 молекул глюкозы, а также ионами металлов, например калия (K). Растворимость таких модифицированных олигосахаридов оказалась более высокой, чем у похожих молекул, но без -SO4 и ионов металлов в составе.

Также необходимо было проверить, защищают ли полученные углеводы от заболевания гриппом. Эту часть работы выполнили ученые из новосибирского Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН. Вначале они проверили действие новых веществ на культуры клеток млекопитающих, зараженные различными штаммами вируса гриппа, в том числе «свиного» A/H1N1. Соединения предотвращали связывание вирусных частиц с поверхностью клеток и таким образом препятствовали инфекции.

После успешных испытаний на клеточных культурах новосибирцы вводили в нос мышам спрей с модифицированными олигосахаридами, а через некоторое время — и различные штаммы вируса гриппа. Животным из контрольной группы не давали заново синтезированных соединений, но так же заражали вирусами. В итоге у них проявились признаки болезни, тогда как грызуны, которым вводили модифицированные олигосахариды, оставались здоровы. Таким образом, созданные иркутскими химиками соединения могут стать средством профилактики гриппа. В настоящий момент они уточняют структуру молекул полученных олигосахаридов и синтезируют опытные партии, а их новосибирские коллеги планируют продолжить изучение противовирусной активности и безопасности новых соединений.

Согласно последним оценкам, заболевания, вызванные вирусами гриппа, уносят от 300 до 650 тысяч жизней в год по всему миру. Смертность от гриппозных инфекций достигает пика в периоды сезонных эпидемий. Поэтому важно предотвращать такие эпидемии или как минимум снижать их интенсивность.