Биохимики изучили рецептор, который поможет понять механизм развития диабета

Сотрудники Института биоорганической химии РАН и студент Московского физико-технического института исследовали работу инсулиноподобного рецептора, чтобы лучше понять молекулярные механизмы, «ломающиеся» при развитии сахарного диабета.
Один из представителей семейства инсулиновых рецепторов — IRR (Insulin receptor-related receptor) является близким родственником рецепторов инсулина и инсулиноподобного фактора роста. Он находится в клетках печении, почек, сердца, мышц, поджелудочной железы. В отличие от других рецепторов он активируется, не связываясь с каким-либо белком, а при изменении нейтральной окружающей среды на слабощелочную. Руководитель лаборатории клеточной биологии рецепторов ИБХ Александр Петренко и его коллеги определили, какие участки рецептора IRR отвечают за его активацию в щелочной среде.

Реакция на слабощелочную среду — уникальная черта IRR, которой не обладают другие рецепторы инсулинового семейства. Это свойство ученые обнаружили еще в 2005 году, когда заметили, что рецептор был не активен в нейтральной среде для роста клеток, которая насыщена 5-процентным углекислым газом. Однако когда среда контактировала с обычным воздухом, газ частично улетучивался и рецептор быстро активировался.

Для того чтобы определить, какие именно участки молекулы рецептора отвечают за реакцию на изменение кислотности среды, ученым пришлось разработать новые методы исследования, позволяющие сравнивать активацию рецептора и его генетически измененных версий. Таким образом было показано, что рецептор IRR имеет два основных участка, вовлеченных в его ответ на изменение кислотности среды. При этом работают они нетипичным для подобных рецепторов образом: активация первого участка способствует более легкой активации второго участка. Этой особенностью рецептор IRR похож на гемоглобин, который таким же образом связывает молекулы кислорода в крови.

Далее в 2011 году ученые показали, что реакция клеток на активацию рецептора IRR сходна с их реакцией на инсулин — гормон, при недостатке которого у людей развивается сахарный диабет.

«Дальнейшее изучение рецептора IRR может внести значительный вклад в понимание процессов, происходящих как при физиологической активации инсулинового рецептора, так и при патологических нарушениях, возникающих у пациентов с сахарным диабетом. Данные о строении и физиологической роли рецептора IRR могут лечь в основу создания новых эффективных методик для диагностики и лечения таких пациентов», — говорится в сообщении ИБХ.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Biochimie.