Иммунологи нашли мишень для защиты от вируса Зика среди генов человека

Президент компании RIOSOLIDARIO в футболке, посвященной кампении по борьбе с вирусом Зика. Фото: RIOSOLIDARIO Compromisso com a Cidadania /flickr

Американские ученые нашли ген человека, «выключение» которого мешает размножаться некоторым флавивирусам. Он может стать потенциальной мишенью для генной терапии против вируса Зика, желтой лихорадки и других возбудителей этого семейства.

Чтобы выяснить, какие гены в человеческих клетках критически важны для размножения вируса, ученые их по очереди «выключали» с помощью технологии CRISPR. Если при «выключении» гена вирус переставал заражать клетки, считалось, что он необходим для внедрения вирусной ДНК в клетку человека. Так исследователи выделили девять человеческих генов, без которых вирусу не удается собрать новые вирусные частицы в зараженной клетке и, соответственно, не получается размножиться.

Один из этих генов, SPCS1, не только защищает человеческие клетки от заражения, но и не вредит клетке в «выключенном» состоянии. Таким образом, его можно относительно безболезненно «выключать», чтобы остановить размножение вируса в клетках человека.

Без гена SPCS1 не идет реакция, необходимая для формирования вирусного капсида — его белковой оболочки, и вирус перестает размножаться. Эффект подтвердился для нескольких представителей флавивирусов: вируса Зика, желтой лихорадки, гепатита С и лихорадки денге. В будущем «выключение» гена SPCS1 можно использовать, чтобы затормозить размножение этих флавивирусов.

Результаты исследования группы ученых из США и Китая опубликованы в журнале Nature.