Homo sapiens оказались менее чувствительны к дыму, чем неандертальцы

Фото: Bob Bob / Flickr

Сравнивая ДНК современного человека, неандертальца и денисовского человека, ученые выяснили, что когда-то наши предки приобрели мутацию в гене, отвечающем за связывание канцерогенных веществ, которые встречаются в древесном дыме. Мутация снизила чувствительность к этим соединениям, и использование огня стало не так опасно для их здоровья.

Согласно последним исследованиям, люди «приручили» огонь 2-3 миллиона лет назад. Огонь давал нашим предкам свет, тепло, защиту от хищников и возможность готовить пищу. Однако, используя огонь, люди постоянно дышали древесным дымом, в особенности когда костер приходилось разводить внутри пещеры. Это не могло не отражаться на здоровье наших предков, поскольку дым содержит множество токсичных веществ и повышает риск развития легочных инфекций.

Ученые из Университета штата Пенсильвания и Университета штата Орегон в США сравнили ДНК девяти представителей Homo sapiens и четверых неандертальцев и денисовских людей, чтобы выяснить, что помогло людям справиться с токсическим влиянием древесного дыма. Оказалось, что у всех современных людей присутствует мутация в гене, который кодирует рецептор AHR — он реагирует на ароматические соединения. В присутствии полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) — канцерогенных соединений с несколькими бензольными кольцами, которые присутствуют в древесном дыме, — AHR «запускает» в клетках метаболический путь, который может приводить к синтезу токсических производных и продуктов распада ПАУ.

Чтобы выяснить, как обнаруженная мутация влияет на переработку ПАУ, ученые перенесли ген AHR в клетки животных. Оказалось, что чувствительность неандертальцев и денисовцев к ПАУ была в 500—1000 раз выше, чем у человека. Таким образом, благодаря мутации люди, возможно, лучше справлялись с вредными последствиями вдыхания дыма, чем их ископаемые родственники.

Статья группы ученых из США опубликована в журнале Molecular Biology and Evolution.