Google заявил о разработке нового диагностического метода

В ряде российских СМИ появились сообщения о том, что специалисты Google работают над специальными наночастицами, которые будут искать раковые клетки и каким-то образом передавать информацию наружу. Некоторые писали про покрытые наночастицами таблетки, некоторые - просто про наночастицы, и мы решили разобраться, что же делается на самом деле.

Впрочем, нам не пришлось ходить далеко. Прекрасный материал сделали корреспонденты BBC, правда, его лучше читать на английском, а не в русском переводе (где в начале текста появилась непонятная «таблетка с наночастицами»). Кратко перескажем ключевые идеи и факты.

1) В настоящее время ученые из Google X — исследовательского отдела компании — работают над принципиальной схемой диагностики. Это означает, что пока новый метод не работает даже на лабораторных мышах. У ученых есть ряд предложений по поводу того, как можно диагностировать рак, но они не уверены в том, что эти предложения сработают.

Заметим, что когда-то все используемые нами технологии прошли через подобную стадию.

2) Наночастицы — это очень маленькие, размером не более одного микрометра, частицы. Их можно делать практически из чего угодно, но особый интерес в контексте диагностики представляют вещества, способные избирательно приклеиваться к раковым клеткам или к холестериновым бляшкам. Еще исследователи рассматривают возможность сделать наночастицы, которые меняли бы цвет при повышении концентрации калия в крови — его становится больше при заболеваниях почек.

3) Предполагается, что приклеенные к раковой клетке или холестериновой бляшке наночастицы будут как-то менять свои свойства. Например, перекрашиваться в другой цвет, как в примере с детекторами калия из прошлого пункта. Или становиться менее подвижными: маленькая частица с большой раковой клеткой «на буксире» испытывает большее сопротивление среды, чем наночастица сама по себе.

4) Наночастицы предполагается сделать магнитными. Тогда их можно будет попытаться собрать в одном месте и исследовать прямо через кожу. Если предположить, что у запястья стоит магнит, источник света и небольшая камера со светофильтрами, то такая система может притянуть наночастицы в сосуды и зафиксировать изменение их окраски. Меняя же магнитное поле и наблюдая отклик частиц, можно определить уменьшение или увеличение их подвижности.

Важно подчеркнуть, что наночастицы ничего не передают из организма сами по себе. Они, как и положено очень мелкому порошку (одна частица примерно в 2000 раз меньше эритроцита, клетки крови), просто плавают в крови до тех пор, пока не прилипнут к раковой клетке, атеросклеротической бляшке или пока не поменяют цвет под действием изменившегося состава крови. Наночастицы - это безвредная магнитная краска, а не сверхминиатюрные компьютеры или роботы!

5) Опрошенные BBC эксперты указывают на то, что проект находится пока в самой ранней стадии, и шансов дойти до реальной клинической практики у него немного. Это связано как с рядом общих закономерностей высоких технологий (далеко не все новаторские идеи в итоге оказываются реализуемы), так и с не очень удачными попытками Google освоить новую для компании медицинскую нишу.

Поддержанный Google проект геномной диагностики «на дому» 23andMe недавно столкнулся с запретом американских контролирующих органов. Администрация по пищевым продуктам и лекарствам, FDA, объявила вне закона использование высылаемых на дом наборов для взятия образцов ДНК в целях диагностики. Причиной была названа недостаточная достоверность результатов, в то время как 23andMe заявляла о выявлении генетической предрасположенности к различным заболеваниям. Сейчас компания продолжает работу, но уже в ином качестве: анализ ДНК предлагается использовать для получения информации о своем происхождении. Кроме того, пользователям высылают необработанные данные без какой-либо интерпретации.

Другой нашумевший проект Google, Google Flu Trends, был посвящен выявлению вспышек гриппа путем анализа поисковых запросов. Проверка показала, что система почти всегда (100 недель из 108) завышала число случаев болезни.

При этом у Google есть как минимум две инновации, которые были высоко оценены экспертами BBC. Это сенсоры в контактных линзах для измерения уровня глюкозы и проект Android Fit, который позволяет при помощи мобильных устройств отслеживать физическую активность пользователя при занятиях спортом.