Генетики выяснили, почему одни народы чувствуют себя счастливее других

Фото: Yansen Sugiarto /flickr

В новом исследовании ученые проанализировали данные социологического мониторинга населения десятков стран и сравнили их с генетическими данными по тем же странам. Оказалось, что удовлетворенность жизнью коррелирует с преобладанием в популяции одного из аллелей гена, связанного с обменом вещества, усиливающего чувственное удовольствие.

Данные регулярных социологических опросов показывают, что удовлетворенность населения жизнью далеко не всегда можно связать с высоким уровнем жизни, мягким климатом или благоприятной экономической обстановкой в стране. Считается, что одним из факторов, влияющих на «счастливость» разных народов, являются различия в их генфондах (совокупности генов популяции). Результаты нового исследования по данной тематике, проведенного учеными из Болгарии и Китая, опубликованы в Journal of Happiness Studies — издании, посвященном работам по исследованию счастья.

Ученые анализировали данные трех масштабных социологических исследований, проведенных в период с 2000 по 2014 год. Исследователи сконцентрировали свое внимание на двух генах, потенциально связанных с ощущением счастья. Первый из них — ген FAAH (fatty acid amide hydrolase — амид-гидролаза жирных кислот) — связан с обменом анандамида, вещества, усиливающего чувственное удовольствие и уменьшающего болевые ощущения. Второй ген кодирует белок, транспортирующий серотонин — нейромедиатор, поддерживающий стабильность эмоционального состояния человека.

Результаты анализа не показали заметной взаимосвязи уровня счастья с геном переносчика серотонина, однако обнаружили высокую корреляцию с присутствием А-аллеля (одного из вариантов гена FAAH) в популяции. Оказалось, что представители национальностей, в которых уровень А-аллеля выше, чаще отвечали в анкетах, что они «очень счастливы». Наиболее удовлетворенными жизнью при этом оказались жители Мексики и Нигерии.

Авторы статьи отмечают, что генетика — не единственная причина различий в уровне счастья разных народов. Некоторые страны заметно отклонялись от обнаруженной закономерности. К примеру, в генофондах жителей России и Украины достаточно высок уровень FAAH, однако процент «очень счастливых» россиян и украинцев при этом составляет менее 15%. Хотя экономическое благосостояние населения, распространенность болезней и законодательная система страны не сильно влияли на ощущение счастья, ученые объясняют этот факт тяжелой политической ситуацией. Кроме того, исследователи обнаружили заметную связь климата с уровнем счастья.

Хотя такие результаты могут показаться немного фатальными, авторы работы отмечают, что они изучали только относительные, но не абсолютные характеристики. Таким образом, благоприятный климат и «счастливая» генетика способствуют удовлетворенности жизнью, однако ситуативные факторы могут заметно влиять на субъективные ощущения счастья.