Генетики расшифровали Y-хромосому малярийных комаров, чтобы менять им пол

Фото: Penn State/flickr

Международная команда ученых из США, Италии, Великобритании и России расшифровала последовательность ДНК Y-хромосомы малярийных комаров и картировала расположенные на ней гены. Исследование имеет большое значение для разработки генетических методов борьбы с комарами.

Полученные данные помогут разработать методы, которые будут основаны на создании и последующем выпуске в природу большого количества самцов с определенными характеристиками. Результаты исследования генетиков собраны в статье, принятой к публикации в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Детали работы приводит пресс-служба Томского государственного университета.

Характеристики генома африканского малярийного комара Anopheles gambiae были опубликованы еще в 2002 году. Однако не хватало последнего фрагмента — информации об Y-хромосоме. Сейчас генетикам наконец удалось расшифровать ее.

Y-хромосома у комаров в основном состоит из повторяющихся последовательностей ДНК, которые затрудняют работу компьютерных алгоритмов по сборке геномов. Поэтому до сих пор генетикам не удавалось полностью расшифровать эту хромосому. «Мы использовали новую технологию секвенирования длинных молекул и физического картирования повторов ДНК и генов непосредственно на Y-хромосоме, — говорит один из авторов, научный сотрудник ТГУ Игорь Шарахов. — Это дало возможность детально изучить биологию хромосомы. Например, мы показали, что гены и повторы внутри нее эволюционируют очень быстро, в результате чего генетический состав Y-хромосом может кардинально различаться даже у близкородственных видов».

Самцы комаров не питаются кровью и безвредны для людей, тогда как самкам питание кровью необходимо для развития яиц. Теперь генетики смогут изменять пол комаров на ранних стадиях развития и создавать стерильных самцов, а возможно, и конкурентоспособных особей для разработки новых стратегий борьбы с инфекционными заболеваниями.

Нобелевскую премию по физиологии и медицине 2015 года присудили за открытие новых лекарств от паразитарных заболеваний человека, в том числе малярии. Подробнее об этом исследовании можно прочитать здесь.