Генетики выяснили, отчего полосатые грызуны — полосатые

Американские ученые изучили, почему у грызунов образуются полоски на спине. Как обычно, дело в генах.

Окраска млекопитающих вообще и грызунов в частности зависит от деятельности меланоцитов — клеток, которые находятся в коже и вырабатывают темный пигмент меланин, которому мы, например, обязаны характерным цветом загорелой кожи.

Ученые из Гарвардского университета провели исследование полосатой мыши Rhabdomys pumilio, которая живет в Африке. Они расшифровали последовательности молекул РНК в клетках эпидермиса кожи животных, таким образом узнав, какие гены активны там. Результат расшифровки показал, что в светлых участках кожи активно экспрессируется ген Alx3, который кодирует белок ALX3, который в свою очередь подавляет синтез другого белка, MITF, который и запускает ген, ответственный за развитие клеток-меланоцитов. В общем, если работает Alx3, меланина не будет.

Кроме африканской мыши, ученые выявили активность гена в светлых полосках у восточного бурундука Tamias striatus и у обычной лабораторной мыши. У мыши этот ген работает по всей коже, потому она и белая. Ученые предполагают, что ген Alx3 отвечает за светлую окраску и всех остальных грызунов.

Исследователи проверили ген на эмбрионах — ввели беременным мышам вирус с копией гена Alx3 и увидели, что у новорожденных мышей упало производство меланина.

Ген Alx3 работает не только в светлых полосках — он включается в клетках по всей коже, кроме тех участков, которые должны быть темными. Ген не дает развиться клеткам-меланоцитам, что и объясняет ее светлый цвет. Почему же в одних местах на коже этот ген активен, а в других нет, ученые пока не знают, но считают, что ответ на этот вопрос поможет понять, как происходит эволюция регуляции генов.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Nature.

Ученые из США, Канады и Японии установили, что полоски не помогают зебрам защищаться от хищников, как считалось ранее.