Химики выяснили природу запаха грязных носков

Ученые изучили химический состав того облака запахов, которое поднимается над нестираными вещами, и выяснили, как отстирать дурнопахнущие вещества. С помощью газового хроматографа с капиллярными колонками, терготометра и девяти испытуемых исследователи из Нортумбрийского университета сделали еще один шаг к пониманию природы грязи.
Исследователи решили использовать для стирки неароматизированные стиральные порошки, популярные из-за моды на экологичность. Исследователи раздали добровольцам чистые носки, которые те носили в течение десяти часов, и чистые футболки, в которых добровольцы сыграли футбольный матч. После этого части ткани носков и футболок анализировали на газовом хроматографе и масс-спектрометре. После стирки при 20°С неароматизированным стиральным порошком в терготометре, приборе, который имитирует действие бытовой стиральной машины, вещи снова анализировали на газовом хроматографе и масс-спектрометре.

Пот не имеет запаха, пока не вступит в контакт с микроорганизмами из рода Corynebacterium и Staphylococcus, которые и производят летучие вещества, имеющие дурной запах. Исследование показало, что неприятным запахом грязная одежда обязана шести летучим веществам, вырабатываемым бактериями, — масляной кислоте, диметиловому дисульфиду, диметиловому трисульфиду, 2-гептанону, 2-нонанону и 2-октанону.

Стирка при низкой температуре с неароматизированными стиральными средствами очистила одежду от летучих веществ с неприятным запахом почти полностью. Их содержание упало в разной степени, от 16 до 100%, в зависимости от вещества. Самыми стойкими оказались диметилдисульфид, присутствующий в запахе гниющей рыбы, и диметилтрисульфид — им пахнут некоторые сыры. Также ученые показали, что содержание летучих веществ падает во время сушки одежды после стирки.

Исследование опубликовано в журнале Journal of Chromatography A.
Теги