Физики объяснили, почему «выжили» только два спутника Марса

Марс и его спутники в представлении художника. Изображение: Klaitu Ben Johhn / Flickr

При помощи компьютерного моделирования группа исследователей выяснила, почему у Марса два спутника и что может произойти с Фобосом.

Есть несколько теорий происхождения спутников Марса — Фобоса и Деймоса. Первоначально считалось, что это астероиды, «захваченные» гравитационным полем планеты. Согласно альтернативной гипотезе, они сформировались в результате столкновения Марса с другим небесным телом — так же, как у Земли появилась Луна. Но оставалось неясным, почему облако пыли и осколков, которое образовалось после удара, сформировало два спутника, а не слиплось в один.

Чтобы понять, как возникли Фобос и Деймос, ученые смоделировали столкновение и проследили, как ведет себя облако пыли и осколков.

Оказалось, что в нижних слоях облака концентрировались самые крупные осколки, они слиплись в один большой спутник, который со временем упал на поверхность Марса под действием его приливных сил. Гравитация массивного спутника способствовала тому, что мелкие частицы образовали небольшие луны — Фобос и Деймос.

Из остатков облака на внешних, по сравнению с траекториями «выживших» лун, орбитах образовались небольшие спутники, но и они со временем упали на поверхность планеты. Такую же судьбу авторы предсказывают Фобосу: его орбита недостаточно стабильна, и он постепенно притягивается к Марсу.

Статья международной группы ученых из Бельгии, Франции и Японии опубликована в журнале Nature Geoscience.

Недавно другая исследовательская группа предсказала Фобосу не менее трагическую участь: по их мнению, со временем больший спутник Марса превратится в кольцо вокруг планеты.