Папоротники умеют программировать свой пол

Биологи обнаружили у японского папоротника Lygodium japonicum способность управлять полом новых особей. Они вырастают того пола, который в настоящий момент лучше всего соответствует потребностям колонии.

Исследователи из университетов Нагойи и Токио (Япония) выяснили, что выделяемые зрелыми растениями вещества влияют на развитие новых заростков (они же - гаметофиты, папоротники способные производить половые клетки). В зависимости от количества растений вокруг, новые заростки оказываются либо гермафродитами, либо раздельнополыми - мужскими или женскими. Папоротники, которые могут сами себя оплодотворять, быстрее всего размножаются, но у них и максимальна вероятность возникновения генетических дефектов в результате инбридинга.

Если рядом с новым заростком нет других особей, то он превращается в гермафродита, за счет чего ускоряется рост папоротников на новой территории. Если же рядом много женских особей, то под действием выделяемых ими веществ молодые растения становятся мужскими особями. Таким образом, в целом перекосов численности в пользу одного из полов не возникает.

Работа коллектива, представившего свои наблюдения в журнале Science, важна не только для биологов, изучающих фундаментальные аспекты формирования генетического пола. Используемые папоротником для программирования развития по мужскому типу вещества, гиббереллины, многие другие растения воспринимают как гормоны роста. Специалистам по агротехнологии гиббереллины (во множественном числе, так как есть много схожих по структуре молекул) известны как регуляторы роста, прорастания семян и цветения, их активно используют на практике. И знать о еще некоторых деталях влияния гибберелинов на растения, пусть даже не выращиваемые в промышленных количествах, вовсе не лишнее.