Экологи КФУ научились обезвреживать нефтяные отходы при помощи бактерий

Ученые из Казанского федерального университета предложили способ снизить опасность отходов нефтяной промышленности. Ученые разработали технологию их совместного компостирования с микроорганизмами, которые обладают высокой деструктивной активностью.
Результаты научных изысканий сотрудников лаборатории «Биоконтроль» Института экологии и природопользования КФУ опубликованы в журнале Biogeoscience. Детали приводит пресс-служба КФУ.

Транспортировка и переработка нефти неизбежно связана с загрязнением окружающей среды. По словам ученых, от 50 до 70% загрязнений в окружающей среде составляют углеводороды нефти. Отдельную проблему представляет образование отходов, которые содержат большое количество тяжелых фракций нефти, опасных радиоактивных элементов, таких как радий и торий.

Исследователи из КФУ нашли способ снизить опасность отходов, который заключается в их компостировании либо совместно с почвой, либо совместно с компостами, полученными из муниципальных или сельскохозяйственных отходов. Авторы проанализировали структуру микробных сообществ, осуществляющих этот процесс, и выявили доминирующие штаммы микроорганизмов (генетически однородные потомства), обладающие высокой деструктивной активностью. Авторы нового метода планируют использовать штаммы для интенсификации процессов.

«На следующем этапе необходимо будет узнать, выживают ли микроорганизмы-деструкторы в среде, являющейся неблагоприятной для них, — говорит руководитель лаборатории Полина Галицкая. — Еще десять лет назад такое исследование было бы очень сложным и не гарантировало бы точных результатов. Сейчас можно проследить за судьбой любого микроорганизма — для этого разработаны современные методы молекулярной биологии».

В настоящее время существует термический способ обработки опасных отходов, однако в результате образуются еще более токсичные продукты. Если размещать эти отходы в почве, радиоактивные элементы мигрируют на глубину около метра, а их компоненты подавляют активность микроорганизмов, угнетающе действуют на растения и таким образом снижают плодородие почв.