Динозавры развивались в яйцах намного дольше птиц

Фото: Viergacht / Pixabay

Американские и канадские палеонтологи, проанализировав скорость развития эмбриональных зубов у зародышей динозавров, опровергли гипотезу о том, что зародыши динозавров развивались в яйцах с той же скоростью, что и современные птицы.

До сих пор считалось, что яйца динозавров развивались с такой же скоростью, что и яйца птиц — их ближайших родичей, то есть 11—85 дней. Группа ученых из Департамента биологических наук Университета Флориды совместно с канадским исследователем выяснили, что зародыши динозавров развивались намного дольше — 2,8 и 5,8 месяца.

В своем исследовании ученые опирались на данные, полученные в результате анализа дополнительных линий роста фон Эбнера. Это своего рода «годовые кольца» зубов — слои костной ткани, нарастающие на зубе. Исследования этих линий позволяют судить о суточных импульсах минерализации зубов. Ранее считалось, что они есть только у млекопитающих. На основании данных о скорости минерализации эмбриональных зубов (по сути, о скорости их «нарастания») можно судить о темпах развития эмбрионов динозавров.

Но чтобы доказать, что этот признак был у динозавров, ученым нужно было изучить целые, хорошо сохранившиеся зародыши в яйцах. Их удалось найти в коллекциях музеев — 12 окаменевших яиц протоцератопса Protoceratops andrewsi (длина взрослой особи составляла 1,8 м), и пять окаменевших зародышей гипакрозавра Hypacrosaurus stebingeri (длина взрослой особи составляла 9,1 м), найденных в Монголии. Каждое яйцо содержало хорошо сохранившийся скелет зародыша с полностью сформированной зубочелюстной системой. При помощи компьютерной томографии высокого разрешения ученые измерили толщину дентина линии фон Эбнера у этих зародышей.

Поскольку зародыши динозавров не успели полностью сформироваться, палеонтологам удалось установить 42% срока инкубационного периода. Однако и этого достаточно, чтобы определить, что динозавры развивались значительно медленнее птиц. Оказалось, что эмбриональный период динозавров сопоставим со временем развития зародышей современных крокодилов и черепах.

Быстрое эмбриональное развитие у птиц — часть их стратегии выживания. Чем быстрее формируются птенцы, тем короче время, когда они подвержены наибольшему риску, находясь в яйце. Палеонтологи предполагали, что такая же стратегия могла быть и у динозавров. Новое открытие показало, что инкубационный период динозавров длился гораздо дольше, что поможет пролить свет на их стратегии выживания и возможные причины вымирания.

Статья опубликована в журнале Proceedings of National Academy of Sciences.

У другого вида динозавров ученые обнаружили не менее интересное свойство: детеныши рождались с полным набором зубов, но теряли их по мере взросления, заменяя клювом.