Под картиной Дега нашли еще один женский портрет

Слева — «Женщина в черном капоте», справа — «спрятанный» под ним портрет. Изображение: David Thurrowgood at al / Scientific Reports

Физики из Австралии исследовали портрет «Женщины в черном капоте» кисти Эдгара Дега и узнали, что скрывалось под ним. Ученым удалось в деталях восстановить портрет, поверх которого художник написал «Женщину...».

Сотрудники Австралийского синхротрона исследовали картину из Национальной галереи Мельбурна с помощью рентгенофлуоресцентного анализа. Суть метода состоит в том, что исследуемый объект облучают рентгеновскими волнами, и атомы, из которых состоит объект, переходят в возбужденное состояние. Они испускают фотоны, причем атом каждого элемента испускает фотоны со своей определенной энергией. Таким образом, по энергии фотонов можно определить, из каких элементов состоит объект изучения.

Химический состав красок хорошо известен, так что по данным анализа удалось восстановить даже цвета, которым был написан портрет. Лицо модели было написано цинковыми белилами с добавлением кобальтового синего и гематита. Губы и щеки написаны киноварью. Соединения железа и марганца, найденные вокруг головы, говорят о том, что волосы Дега писал коричневым пигментом — умброй. Медь и мышьяк позволяют предположить, что художник использовал зеленые пигменты, содержащие медь, — ими написаны головной убор или украшения.

Карты распределения содержания химических элементов в картине. Чем светлее изображение, тем выше содержание элемента. Справа — увеличенный участок карты цинка. Изображение из статьи


Давно было известно, что «Женщину в черном капоте» Дега написал поверх другой работы, так как со временем стали проступать контуры подмалевка. Скорее всего, на картине была изображена Эмма Добиньи, натурщица, которую часто писал Дега и другие французские художники, например Пюви де Шаванн и Камиль Коро. По словам Анри Лоретта, бывшего директора Лувра, женщина была написана в манере, в которой Дега изображал тех, к кому испытывал нежность.

Ученые надеются использовать технику рентгеновского анализа для исследования картин и дальше. Исследования картин помогают историкам искусства изучать, как развивался стиль мастеров, и «подсмотреть» за тем, как создавалась работа.

Результаты исследования картины описаны в журнале Scientific Reports.

Ранее «Чердак» писал о том, как анализ с помощью рентгеновской флуоресценции помог сибирским ученым узнать, какой климат был в Сибири сотни лет назад.
Теги:

Читать еще на Чердаке: