Астрофизики нашли самую «темную» галактику

Тусклая галактика Стрекоза 44. Фото: Pieter van Dokkum, Roberto Abraham, Gemini, Sloan Digital Sky Survey

Ученые из США и Канады обнаружили галактику, которая на 99,99% состоит из темной материи. Стрекоза 44 (англ. Dragonfly 44) расположена в скоплении галактик Волос Вероники в примерно 330 млн световых лет от нас и по массе похожа на Млечный Путь. Исследователи считают, что она может быть не единственной «темной» галактикой.

Хотя Стрекоза 44 расположена в ближайшем скоплении галактик, ученые далеко не сразу обратили на нее внимания из-за тусклого свечения. Имея массу, сопоставимую с массой Млечного Пути, она содержит почти в 100 раз меньше звезд, которые также не собираются в типичную для галактик структуру — спираль или диск. Заметив Стрекозу 44 и аналогичные тусклые галактики, исследователи предположили, что они либо крайне неустойчивы, либо их «сдерживает» темная материя.

Определить это наверняка можно было по массе галактики, которую ученые вычислили по скорости вращения ее звезд. Наблюдая за Стрекозой на протяжении шести ночей, авторы работы определили, что ее звезды движутся со скоростью около 47 км/с, что указывает на массу, примерно соответствующую Млечному Пути. По оценкам исследователей, до 99,99% вещества Стрекозы 44 составляет темная материя, благодаря которой галактика остается устойчивой. Обнаружение столь массивных и столь «темных» объектов заставляет ученых по-новому взглянуть на теорию формирования галактик.

Статья с результатами исследования опубликована в The Asctrophysical Journal Letters.

Темная материя — гипотетическая форма материи, которая, согласно теориям, составляет большую часть массы Вселенной. Существует несколько теорий о ее происхождении, и для их подтверждения ученые стараются «поймать» частицы темной материи. Только что закончился один масштабный проект, а вслед за ним «охотой» за темной материей занялся ЦЕРН. Подробнее о том, стоит ли нам ждать подобных открытий в ближайшее время, читайте в материале «Чердака».