Ученые увеличили дальность действия систем квантовой криптографии на порядок

Группа ученых из Московского института электроники и математики НИУ ВШЭ разработала и протестировала систему, которая на порядок увеличивает дальность действия систем квантовой криптографии.
Люди используют шифры уже тысячи лет, и сегодня поток зашифрованной информации огромен. Чтобы получатель зашифрованного сообщения мог его прочитать, ему нужно каким-то образом узнать принцип, по которому оно зашифровано, то есть ключ к шифру. Передача ключа — самый опасный момент, потому что его можно как-нибудь подслушать или подсмотреть. Избежать этого можно, используя методы шифрования, основанные на использовании законов квантовой механики.

«Мы передаем информацию посредством одиночных фотонов. Один фотон — один бит информации. Определенная поляризация фотона определяет ноль это или единица. Секретность информации, передаваемой с помощью фотонов, защищена не просто математикой, а фундаментальными физическими законами», — пояснил профессор базовой кафедры квантовой оптики и телекоммуникаций МИЭМ НИУ ВШЭ, генеральный директор компании «Сконтел» Константин Смирнов, чьи слова приводятся на сайте «Открытая экономика».

«Теорема о запрете клонирования», согласно которой невозможно создать идеальную копию неизвестного квантового состояния, и принцип неопределенности Гейзенберга, который утверждает, что нельзя измерить один параметр фотона, не исказив другой, дают возможность создать систему связи, в которой нельзя будет незаметно перехватить данные.

Однако практически квантовая криптография в настоящее время не используется. Самая существенная проблема — расстояние, на которое можно передать сигнал. Расстояние и качество передачи зависят от типа и свойств используемых однофотонных детекторов. Два основных типа этих устройств — фотоумножители и лавинные фотодиоды — позволяют передавать сообщения всего на несколько десятков километров.

Еще в 2001 году Смирнов и его коллеги открыли эффект детектирования одиночных фотонов ближнего инфракрасного диапазона сверхпроводниковыми наноструктурами. Теперь на основе этого эффекта они создали новый тип однофотонных детекторов — сверхпроводниковый однофотонный детектор (Superconducting Single Photon Detector, SSPD), по своим характеристикам превосходящий существовавшие до этого детекторы. С его помощью сигнал можно передавать на расстояние до 300 километров, что, в принципе, позволяет уже говорить о практическом применении квантовой криптографии.