Ученые раскрыли механизм свечения уникального люминесцентного червя из Сибири

Медуза - самый известный пример люминесценции в природе. Фото: Richard A McMillin/shutterstock

Российские ученые расшифровали механизм, который позволяет светиться люминесцентному червю из сибирской тайги. Исследователи уверяют, что полученные ими данные позволяют говорить об открытии нового механизма свечения в природе.

Пресс-служба ИБХ РАН сообщает, что ученые из Института биоорганической химии РАН и Института биофизики СО РАН под руководством Ильи Ямпольского исследовали механизм, отвечающий за люминесцентные свойства червя Fridericia heliota, обнаруженного в сибирской тайге. Чуть больше года назад исследователи сумели раскрыть формулу люциферина – молекулы, которая ответственна за свечение организма.

Ученые выяснили, что люциферин червя является пептидом с весьма необычным строением, который взаимодействует с белком-люциферазой и превращается в возбужденную молекулу оксилюциферина, которая и испускает свет. Статья, посвященная работе, была опубликована в журнале Angewandte Chemie.

Теперь исследователи смогли расшифровать структуру самой светящейся молекулы – оксилюциферина и выяснить, что она имеет на один атом углерода и кислорода и два атома водорода меньше, чем исходное вещество. Это значит, что химические процессы, происходящие в организме червя, очень сходны с теми, что характерны для светлячка. Однако между ними есть и существенное различие: в ходе окисления излучающая сопряженная π-система червя, в отличие от светлячковой, остается неизменной. Исследователи утверждают, что расшифровка структуры оксилюциферина и механизма свечения – это те шаги, которые необходимо предпринять на пути к раскрытию структуры белка-люциферазы и нахождения программирующих ее генов. Ученые также уверены, что им удалось обнаружить ранее неизвестный науке механизм люминесценции у живых существ.