Чем больше мозг, тем слабее иммунитет, выяснили ученые

Фото: Neil Conway /flickr

В новом исследовании ученые вывели две линии рыбок гуппи с маленьким и большим относительными размерами мозга и проверили силу врожденного и приобретенного иммунитета в каждой группе. Оказалось, что компромисс в расходовании энергии приводит к тому, что животные с более крупным мозгом обладают более слабым врожденным иммунитетом.

Поскольку и мозг и иммунная система являются весьма энергозатратными органами, авторы нового исследования предположили, что увеличение размеров мозга может отражаться на ресурсах, выделяемых организмом для поддержания иммунитета. Группа ученых из Швеции и Австрии провела исследования на рыбках гуппи, пересаживая им чужие чешуйки и наблюдая за процессом отторжения ткани. Результаты их экспериментов изложены в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B.

В своем исследовании ученые использовали две специально выведенные линии рыбок гуппи вида Poecilia reticulata — с относительно крупным (по сравнению с размерами тела) и небольшим мозгом, соответственно. В экспериментах одной рыбке из пары пересаживали отдельные чешуйки от другой, после чего наблюдали за реакцией врожденного иммунитета в течение восьми дней, пока не успевал развиться приобретенный иммунитет. Затем, через две недели, проводили повторную операцию в паре, на этот раз фиксируя реакцию приобретенного иммунитета.

Результаты анализа показали, что для животных обоих полов с небольшим мозгом характерен более интенсивный ответ врожденного иммунитета, в то время как сила адаптивного иммунитета не различалась в обеих группах. Таким образом, исследование частично подтверждает гипотезу об ослаблении иммунитета у животных с более крупным мозгом.

Авторы работы также отмечают, что в случае людей увеличение мозга связано с развитием интеллекта, который позволил людям сделать окружающую среду более безопасной и найти альтернативные средства преодоления болезней. Возможно, это также справедливо для некоторых животных, поскольку недавно ученые выяснили, что относительный размер мозга действительно коррелирует с интеллектом.