Большое красное пятно оказалось источником подогрева атмосферы Юпитера

Иллюстрация того, как Большое красное пятно нагревает атмосферу. Изображение: Karen Teramura, UH IfA with James O Donoghue and Luke Moore

Измеряя температуру атмосферы Юпитера, ученые из США и Великобритании выяснили, что самая горячая точка совпадает с положением Большого красного пятна. Исследователи предполагают, что именно это место — источник энергии для нагрева верхних слоев атмосферы.

Ученые использовали данные девятичасового наблюдения за Юпитером в инфракрасном диапазоне, полученные в 2012 году при помощи спектрометра SpeX. По интенсивности излучения в ИК-диапазоне определяли распределение температуры в верхних слоях атмосферы. Оказалось, что на экваторе и в средних широтах температура на сотни градусов выше, чем можно было бы ожидать, учитывая интенсивность солнечного света: несмотря на то что Юпитер находится в пять раз дальше от Солнца, чем Земля, температура его атмосферы сопоставима с земной.

Ранее предполагалось, что дополнительная энергия может приходить из зоны полярных сияний, однако моделирование показало, что на быстро вращающихся планетах этому препятствует сила Кориолиса — она «оттягивает» теплые потоки от экватора. Чтобы выяснить неизвестный источник энергии, авторы исследования отслеживали любые температурные аномалии.

Оказалось, что самая горячая точка верхних слоев атмосферы располагается над Большим красным пятном. Ученые предполагают, что в этом месте в нижних слоях существует источник энергии, от которого восходят потоки тепла в виде акустических или гравитационных волн — колебаний атмосферы, вызванных силой притяжения (это не те гравитационные волны, которые в свое время предсказал Альберт Эйнштейн и которые недавно «поймали» детекторы LIGO).

Наблюдения за Юпитером в ИК-спектре

Результаты наблюдений касаются не только Юпитера: на других планетах-гигантах также наблюдается аномально высокая температура верхних слоев атмосферы. Возможно, это связано с похожими процессами.

Исследование британских и американских астрофизиков опубликовано в журнале Nature.

Недавно ученые NASA отметили, что Большое красное пятно постепенно меняется: оно сжимается, границы становятся более размытыми, а цвет — скорее оранжевым, нежели красным.