Большинство домашних собак предпочитает ласку угощениям

Фото: cristina / Flickr

Изучая реакцию мозга собак на разные типы вознаграждения, ученые пришли к выводу, что многие из них сильнее реагируют на хозяйскую похвалу и ласку, чем на угощение.

В экспериментах ученые наблюдали за активностью хвостатого ядра — парной структуры мозга, связанной с работой системы вознаграждения, при помощи функциональной МРТ. В особенности их интересовала нижняя область, поскольку она отвечает за оценку относительной ценности одного из нескольких возможных вознаграждений.

В опыте участвовало 15 собак. По интенсивности сигнала от хвостатого ядра ученые определяли, что для собак ценнее: похвала хозяина или угощение. В первом эксперименте собакам показывали игрушку — машинку или лошадку, а затем поощряли. Так у животных формировалась условная связь между игрушкой и наградой. В следующем эксперименте собакам показывали игрушку, которая ассоциировалась с похвалой хозяина, а затем либо хвалили, либо нет и записывали разницу между сигналами хвостатого ядра в этих случаях. В последнем опыте собак помещали в начало Y-образного лабиринта, в одном из концов которого стоял хозяин, а в другом — полная миска угощений, и следили за их действиями.

В первом опыте 13 из 15 собак радовались похвале хозяина больше, чем угощению. Это согласовалось с данными, полученными во втором эксперименте: чем более ценной была социальная награда по сравнению с едой, тем острее животные ощущали ее недостачу. В третьем опыте большая часть собак также предпочитала идти к хозяину, однако те питомцы, которые в первом эксперименте слабее реагировали на ласку, шли к миске.

Полученные результаты помогут лучше тренировать служебных собак. Препринт исследования, принятого к печати в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience, выложен на сайте bioRxiv.org.

Недавно ученые показали, что собаки также умеют различать эмоции и настроение человека по выражению его лица.