Речь человека и пение птиц обуславливают одни и те же гены, выяснили ученые

Биологи проанализировали геномы 48 видов птиц, построили их «генеалогическое древо» и показали, что за пение у птиц и речь у человека отвечают одни и те же гены.

Эта работа была проведена в рамках большого международного проекта, по результатам которого восемь научных статей были опубликованы в журнале Science и еще 20 — в других журналах. В проекте принимали участие специалисты из Центра геномной биоинформатики им. Ф.Г. Добржанского в Санкт-Петербурге и Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН в Новосибирске.

Один из наиболее интересных результатов проекта был получен в результате исследования генов, отвечающих у птиц за способность к пению. Исследование показало, что эта способность независимо возникала на протяжении эволюции у предков певчих птиц, колибри и попугаев. Как оказалось, схожие генетические последовательности есть и у людей, и они важны для нашей способности говорить.

«Давно было известно, что, с точки зрения поведения, пение птиц похоже на человеческую речь — это не то же самое, но похоже — и что нейронные цепи в мозгу тоже схожи. Но мы не знали, отвечают ли в данном случае за схожие признаки одни и те же гены», — пояснил один из координаторов проекта Эрих Джарвис (Erich Jarvis) из университета Дьюка в городе Дарем (США), чьи слова приводятся в пресс-релизе университета.

Ранее ученые показали, что люди и птицы используют схожие области мозга при говорении и обучении пению соответственно. Теперь Джарвис и его коллеги смогли сравнить генетические последовательности, отвечающие за пение у певчих птиц, колибри и попугаев, с генами птиц, которые не поют, — голубями и перепелками, а также с генами человека и макак, которые не используют сложную звуковую коммуникацию. Они обнаружили генетическое сходство у птиц, которые поют, и у человека, и отсутствие нужных генов у других птиц и макак.

Ключевым филогенетическим открытием проекта стало близкое родство голубей, рябок и мадагаскарских пастушков с фламинго и поганками. Также генетики выяснили, что тропическая птица гоацин с кукушками в родстве не состоит, хотя и немного похожа на них, а вместо этого приходится родственником журавлям и ржанкам. Также генетики показали, что у птиц, сравнительно с другими позвоночными, объем генома меньше, в частности за счет того, что у них меньше повторяющихся последовательностей.

Полученное учеными «генеалогическое древо» птиц все же пока не дает полной картины их родственных взаимоотношений. Одна их причин этого в том, что 66 миллионов лет назад с вымиранием динозавров для птиц открылись новые экологические ниши, и они стали быстро занимать их, разделяясь на разные виды и приспосабливаясь к новым условиям. Столь быстрая эволюция превратила геномы птиц в пеструю смесь новых фрагментов и участков, унаследованных от общих предков. Поэтому анализировать их сложно, и некоторые вопросы все еще остаются без ответа. Например, куда в полученной схеме отнести сов, ученые пока не знают. Для ответов на этот и подобные вопросы им потребуется проанализировать геномы еще большего числа птиц.