Биотехнологи придумали, как вносить ДНК в клетки через «наносоты»

Группа американских исследователей разработала технологию внесения ДНК в клетки с использованием подложки из углеродных нанотрубок. Новый метод нетоксичен для клеток и показал высокую производительность – до 85%.

Исследование с описанием результатов работы ученых опубликовано в журнале Small.

В новой методике используется плоская мембрана, составленная из склеенных между собой миллионов углеродных нанотрубок с открытыми концами, - в итоге полученная структура напоминает соты. В экспериментах ученые выращивали на этой подложке культуры человеческих и животных клеток, а через 48 часов помещали в жидкую среду с растворенной ДНК. Углеродные трубки выступали в качестве транспортных каналов, по которым генетическая информация попадала в клетки.

Результаты анализа показали, что подобный способ нетоксичен для клеток – в экспериментах выживали до 98% клеток. Эффективность метода оценивали по количеству клеток из культуры, получивших необходимые последовательности ДНК – она составила 85%. Кроме того, метод показал эффективность при работе даже с такими «капризными» культурами, как иммунные и стволовые клетки и нейроны.

Механизм трансфера ДНК в клетки и в ядра клеток при использовании нового метода пока неясен, но авторы работы предполагают, что все дело в усиленной эндоцитозе - активном клеточном транспорте веществ через мембрану. В дальнейшем ученые планируют провести эксперименты для выяснения этих процессов. Авторы работы также отмечают, что разработанная ими технология имеет слабые ограничений на размер доставляемых молекул, и может также применяться для передачи в клетки белков и лекарственных препаратов в жидкой фазе. Недавно российские ученые как раз показали, как эффективно переводить лекарства в заряженную форму, удобную для доставки в клетки.