Биотехнологи из Казани придумали делать нанотрубки из глины

Казанские исследователи показали широкий спектр применения наноструктур из дешевого глинистого материала — галлуазита.
Исследование было проведено учеными из Казанского университета в сотрудничестве с коллегами из Пекинского университета. Результаты их работы представлены в статье в журнале Advanced Materials.

В своей работе исследователи продемонстрировали способы применения нанотрубок из галлуазита — алюмосиликатного глинистого материала. Он биологически совместим и доступен в огромных количествах по небольшой цене. По составу галлуазит сходен с каолином (белой глиной), и нанотрубки представляют собой очень тонко раскатанные листы белой глины, скрученные в цилиндры. Их внутренний диаметр — около 10—20 нм, внешний — 40—70 нм, длина одной трубки — до 1500 нм. Внутренняя сторона нанотрубок из галлуазита в основном состоит из оксида алюминия Al_2O_3, внешняя — из оксида кремния SiO_2.

Ученые показали, что такие структуры могут служить природными наноконтейнерами для погрузки и замедленного контролируемого высвобождения химически активных веществ. Использование «пробок» на концах трубок еще сильнее затормаживает выход препаратов, в некоторых экспериментах — до 12 месяцев. В нанотрубки можно помещать на длительное хранение ферменты, обеспечивая защиту от высоких температур: открытые концы трубки позволяют небольшим молекулам субстрата фермента проникать внутрь и подвергаться биокатализу. Эти свойства делают галлуазитовые структуры пригодными для доставки лекарств, регенеративной медицины и создания самовосстанавливающихся полимерных композитов. В качестве еще одного применения исследователи предложили создание специальных структур для клеток. К примеру, конструирование оболочек, которые дают микроорганизмам новые способности.

Эксперименты на живых клетках и червях in vivo и in vitro показали, что галлуазит безопасен для организма, однако не является биоразлагаемым, поэтому его нельзя вводить внутривенно. Его функциональность ограничена наружным применением: обработкой ран, введением имплантов, использованием кремов с медленным высвобождением активных веществ.