Биологи выяснили, как умываются насекомые

В новой работе ученые изучали, как разные животные и насекомые очищают поверхность своего тела, в частности — как этому мешает или помогает густая шерсть. Оказалось, что некоторые виды похожи на людей в отношении гигиены, а другие, напротив, выработали совершенно удивительные подходы в процессе эволюции.
Исследование, проведенное американскими инженером и биологом, опубликовано в Journal of Experimental Biology.

На первый взгляд кажется, что чем больше волосков или шерсти на поверхности тела, тем больше грязи они могут собрать. Это особенно опасно для насекомых, так как налипающие частицы пыли могут сильно утяжелять их, иногда даже не давая взлететь. Однако результаты данного исследования показали, что животные и насекомые, напротив, научились использовать покрывающие их волоски для более эффективного очищения.

Ученые исследовали поведение и строение 17 видов млекопитающих и 10 видов насекомых, чтобы понять, как каждый из них справляется с загрязнением тела. Для анализа эффективности очищения вводили параметр полной площади тела с учетом волосков, а не только поверхности кожи. По оценкам авторов исследования, эта величина может увеличиться до ста раз при учете шерсти. К примеру, для пчелы она соответствует площади ломтя хлеба, а для домашней кошки — размерам теннисного стола.

Наблюдение за пчелами в замедленной съемке показало, что они используют свои упругие волоски как крошечные катапульты: сначала сгибают лапками, а затем резко отпускают, отбрасывая приклеившиеся частицы пыльцы. Также ученые выяснили, что мухи умываются почти как собаки или кошки: сначала обирают грязь с поверхности тела лапками, а затем слизывают с них грязь. Более того, оказалось, что жуки и палочники и вовсе ведут себя как люди: когда они наступают во что-то неприятное, то затем тщательно вытирают свои конечности об землю.

Поскольку в окружающей среде много микроорганизмов, зачастую патогенных, то для борьбы с ними некоторые виды муравьев выделяют вещества с антибиотическими свойствами. Цикады же физически устраняют угрозу, остриями на своих крыльях прокалывая садящихся на них бактерий, как воздушные шарики с водой.

В своей предыдущей работе авторы данного исследования изучали особенности структуры ресниц животных, помогающей защищать глаза от ветра и пыли. В новом исследовании им удалось более детально рассмотреть роль волос и шерсти для защиты от загрязнения. Обнаруженные подходы помогут в разработке самоочищающихся поверхностей и материалов, к примеру панелей солнечных батарей или чувствительных сенсоров, которые могут пострадать от воздействия пыли.