Биохимики нашли предшественников противораковых препаратов в огородной зелени

Цветки укропа. Фото: ilovebutter / Flickr

Ученые из Московского физико-технического института, Института органической химии им. Зелинского и других институтов нашли способ синтезировать вещества с противораковой активностью из соединений, выделенных из семян петрушки и укропа.

Химиотерапия — основной способ медикаментозного лечения рака. Для этого используют антимитотики — вещества, которые нарушают деление клеток. Раковые клетки делятся чаще обычных и потому страдают от антимитотиков сильнее. В природе такие вещества содержатся в основном в тропических растениях.

Один из антимитотиков, глазиовианин А, содержится в листьях бразильского дерева Ateleia glazioviana. Синтезировать это вещество в лаборатории сложно и дорого, потому что для него нужны дорогие прекурсоры и катализаторы. Авторы статьи предложили более короткий синтез глазиовианина А. Прекурсоры для нового пути они нашли в семенах петрушки и укропа.
Схема синтеза глазиовианина А
Изображение: пресс-служба МФТИ

Помимо глазиовианина А ученые синтезировали его структурные аналоги для поиска новых перспективных веществ-антимитотиков. Действие антимитотиков из петрушки и укропа проверили на эмбрионах морских ежей и раковых клетках человека.

Эмбрионы морского ежа. Слева — в нормальном состоянии, справа — эмбрионы вращаются из‑за нарушения деления клеток. Видео предоставлено пресс-службой МФТИ

Эмбрионы морских ежей оказались в роли раковой опухоли, потому что клетки эмбриона активно делятся на ранних стадиях развития. К тому же если деление клеток эмбриона нарушается, что и должно происходить при воздействии антимитотиков, зародыш начинает вращаться, и это можно наблюдать в обычный световой микроскоп. Ученые добавляли в среду с зародышами антимитотики и смотрели, при какой концентрации останавливается рост клеток эмбрионов: чем меньше требуемая концентрация, тем активнее вещество.

Потом исследователи протестировали антимитотики на культурах раковых клеток человека — карциномы легких, меланомы, рака предстательной железы, а также на здоровых клетках крови. Активнее всего антимитотики из петрушки и укропа тормозили рост клеток меланомы, а на клетки крови влияния почти не оказали. Самым эффективным веществом в ряду из 12 антимитотиков оказался глазиовианин А.

Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Natural Products.

Прекурсоры для антимитотиков из укропа и петрушки не самый неожиданный помощник в борьбе с раком. Ранее российские ученые придумали, как лечить рак с помощью ядерных взрывов.