Балканский анклав ледниковых бабочек лежит на совести фермеров

В разобщении ареала степной чернушки оказался виновен человек, а не ледники.

Чешские зоологи совместно с исследователями из Германии и России оценили генофонды различных популяций бабочки степной чернушки (Proterebia afra). Они пришли к выводу, что балканские популяции этого вида не так давно постоянно взаимодействовали с бабочками из других частей ареала, а их изоляция произошла по вине человека. Научная статья опубликована в Biological Journal of the Linnean Society.

Степи — обширная природная зона Евразии, существовавшая и во время оледенения континента. Участки степей служили и служат рефугиумами — «убежищами» для видов, на большей части территории обитания которых установились неблагоприятные условия. Тем не менее палеогеография и палеоэкология степей исследована не слишком подробно в отношении таких распространенных беспозвоночных, как бабочки. До настоящего момента генофонд различных популяций в полной мере оценили только у степной бабочки бархатницы русской (Melanargia russiae). Авторы нового исследования взяли в качестве примера распространенную по всей Евразии бабочку из того же семейства бархатниц — чернушку степную (Proterebia afra), чей ареал помимо степей захватывает южные горы. Их целью было определить, насколько генетически далеки одни ее популяции от других и есть ли между ними обмен генами.

Сбор бабочек вели на Балканском полуострове (Греция и Хорватия), в России (Крым, Волгоградская и Саратовская области, Республика Дагестан), в Азербайджане, Иране (горные системы Копетдаг и Эльбурс (Alborz)), Турции, Грузии (Кахетия) и Армении. У всех них сравнивали последовательности нуклеотидов митохондриальной ДНК (а именно гена субъединицы 1 цитохромоксидазы С), ядерной ДНК (гена аргининкиназы) и маркеров по всему геному (полиморфизм длины амплифицированных фрагментов). По результатам сравнения авторы построили древа родства различных популяций чернушек и определили, как давно они были изолированы от других (если были) и с какими соседними популяциями наиболее активно обмениваются генами в настоящий момент.

Согласно молекулярным данным, изначальный ареал Proterebia afra приходится на территории севера нынешнего Ирана и южной части Кавказа. В его пределах популяции степных чернушек генетически четко отделены друг от друга. По мнению авторов, это связано с периодическими похолоданиями и потеплениями в этой области в эпоху плейстоцена. Поскольку бабочки обитали в горах, получалось так, что после очередного изменения климата одни популяции оставались на одной высоте, а другие смещались ниже или выше. Так возникала изоляция.

А балканские, в особенности греческие, группы бабочек предсказуемо оказались генетически непохожими на других. По всей видимости, они пережили циклы плейстоценовых оледенений в значительной степени изолированно. Тем не менее обмен генами с хорватскими и другими близкими популяциями постоянно шел вплоть до самого недавнего времени.

Авторы отмечают, что для степной бабочки важно, какие травянистые растения находятся на площади, где она обитает. Поддерживать видовой состав степной флоры позволяют крупные травоядные животные, и в плейстоцене их было множество даже в периоды похолоданий. А с того момента, как балканские степи стали активно распахивать люди, набор растений в них поменялся. Видимо, это и стало причиной изоляции греческих и хорватских степных чернушек: между ними и соседними черноморскими популяциями образовались большие территории без нужного бабочкам этого вида питания.