Астрономы обнаружили звезду с рекордным периодом затмения

Фото: Niall Glynn/flickr

В результате наблюдений за звездой TYC 2505-672-1 астрономы из МГУ имени Ломоносова и голландский ученый Рольф Янсен обнаружили, что она имеет рекордный период затмения, то есть интервал времени от одного падения блеска до следующего составляет 69 лет.

Детали открытия передает пресс-служба МГУ. Статья астрономов была принята к публикации в журнал Astronomy&Astrophysics, а ознакомиться с ней можно на сайте препринтов arXiv.org.

В 2013 году команда российских ученых, работающая с глобальной сетью роботов-телескопов МАСТЕР, обнаружила, что считавшаяся потухшей звезда-гигант TYC 2505-672-1 в созвездии Малого Льва на самом деле стала просто более тусклой — ее яркость уменьшилась почти в сто раз.

Сначала это открытие не показалось очень значительным — подобные события иногда происходят. Однако на вопрос о том, почему звезда стала такой тусклой, ученые ответить не могли. Одной из наиболее правдоподобных казалась гипотеза о том, что красный гигант в соответствии со своей эволюцией выбросил в пространство пылевое облако углеродных частиц и «спрятался» за ним.

Однако фотометрические измерения, проведенные телескопом «МАСТЕР-Амур», и спектральные измерения, проведенные крупнейшим в Евразии телескопом БТА, показали, что звезда от этого затмения не покраснела, как это бывает в таких случаях. За звездой стали внимательно следить, и вскоре она начала восстанавливать свою светимость, а в октябре 2014 года вернулась к своему обычному уровню блеска.

Примерно в это же время голландский астроном Рольф Янсен проверил данные фототеки Гарвардской обсерватории, появившиеся в открытом доступе в июне 2014 года, и обнаружил, что точно такое же падение блеска звезды TYC 2505-672-1 происходило в 1942—1945 годах. Звезда, по расчетам голландца, имеет небывалый период переменности, равный 25 245 суткам, то есть примерно 69 годам. Это делает звезду абсолютным рекордсменом по длительности цикла переменности. До сих пор самым длительным интервалом между затмениями отличалась звезда под названием Эпсилон Возничего, затмения которой повторяются каждые 27 лет. Известны еще только пять переменных звезд с периодом затмений больше десяти лет.

Ученые еще не выяснили, что заставляет такие звезды менять блеск. Согласно одному из предположений, TYC 2505-672-1 представляет собой двойную систему. Правда, о природе ее компаньона, который может быть причиной затмения звезды, пока остается только догадываться.

Ранее ученые из Европейской южной обсерватории (ESO) нашли самую горячую и самую массивную двойную звезду, компоненты которой расположены так близко, что соприкасаются. Объект располагается на расстоянии 160 тысяч световых лет от Земли в туманности Тарантул.