Российские ученые нашли крупный астероид, орбита которого пересекается с земной

Российские астрономы нашли астероид, орбита которого пересекает орбиту Земли.

Объект получил обозначение 2014 UR116, его диаметр составляет примерно 370 метров, а вероятность столкновения с Землей пока не определена. Известно лишь то, что в ближайшее время катастрофа нам не грозит.

Открытие было сделано при помощи сети телескопов-роботов МАСТЕР. Это автоматизированная сеть телескопов, которые изначально предназначались для наблюдения за тем светом, который сопровождает гамма-всплески. Однако поскольку инструменты могут делать полный обзор всего неба и засекать объекты вплоть до 19-й или даже 20 звездной величины, их использовали и для поиска астероидов. В 2013 году система позволила найти два астероида, орбита которых пересекает орбиту Земли, но оба объекта были меньше новооткрытого (250 и 125 метров).

Столкновение с Землей астероида диаметров в 370 метров может привести к взрыву или, точнее, серии взрывов суммарной мощностью порядка 1000 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Часть этой энергии выделится в стратосфере, но порядка 80% — при падении обломков на поверхность планеты. Используя онлайн-калькулятор на сайте Имперского колледжа в Лондоне (подробная научная статья с обоснованием расчетов авторами прилагается), можно оценить последствия такого события:

• при попадании астероида в океан глубиной три километра возникнет суперцунами (высота волны в тысяче километров от места падения свыше двух метров);
  • при столкновении с сушей и толстым слоем осадочных пород (к примеру, под Москвой этот слой достигает двух километров) образуется покрытый двухметровым слоем расплавленных пород кратер диаметром около четырех километров и глубиной почти в полкилометра. На расстоянии в десятки километров от места падения большинство строений окажется уничтожено;
  • замена осадочных пород на более твердые, материковые, не меняет картину радикально; в то же время падение под углом 15°, а не 45° (наиболее вероятное значение) приводит к существенному уменьшению мощности наземного взрыва. Если когда-нибудь 2014 UR116 войдет под таким углом в атмосферу, то мощность взрыва на поверхности составит «всего» 45 мегатонн, почти как в случае с самой крупной в истории термоядерной бомбой.

В случае, когда астероид войдет в атмосферу под еще меньшим углом — скажем, в два градуса, наземного взрыва может и не произойти вовсе. Тем не менее ударная волна от взрыва в атмосфере приведет к заметным разрушениям на значительной, в десятки или даже сотни тысяч квадратных километров, территории. Иными словами, даже в случае столкновения — крайне, впрочем, маловероятного — однозначной катастрофы, а тем более гибели всего человечества, не произойдет. Не исключен сценарий, при котором подобное небесное тело падает вовсе без жертв и значительных разрушений.