Муравьи провалились под землю и построили там муравейник.

В Польше, в заброшенном бункере, который раньше служил хранилищем ядерного оружия, случайно обнаружили гнездо малого лесного муравья Formica polyctena. Эти муравьи длиной до 8 мм строят огромные муравьиные кучи и создают системы колоний общей численностью в миллионы особей.
Гнездо находится на глубине пяти метров под землей в одной из комнат бункера. Ученые из Музея и Института зоологии Польской академии наук обследовали бункер и поняли, как муравьи там оказались — над гнездом в потолке было вентиляционное отверстие и труба. В том месте, где труба выходит на поверхность, находилась муравьиная куча — «материнское» гнездо. Стало понятно, что муравьи случайно падали вниз по трубе и оказывались в холодном бункере — даже в июле температура там не поднимается выше 9,5°С. Нормальная температура для активной жизни малых лесных муравьев — 27—28°С.

По неизвестной причине муравьи не вылезали обратно, хотя они забирались на стены и потолок. Из хвои и земли, которая падала в бункер через ту же трубу, муравьи построили гнездо. Питались муравьи небольшими членистоногими: в бункере ученые нашли только мелких клещей и немногочисленных пауков, видимо попавших вниз случайно, — слишком маленькую кормовую базу для колонии муравьев.

Муравьиное гнездо в бункере
Муравьиное гнездо в бункере. Фото из статьи, Wojciech Czechowski et al., 2016

По приблизительной оценке, в бункере живет около 100 000 особей, обычная численность для зрелой колонии этого вида. Ученые не нашли в муравейнике ни королевы (матки), ни самцов, ни пустых коконов, а это значит, что гнездо не размножается и назвать его муравьиной колонией в полном смысле слова нельзя. Единственный источник новых особей — труба в потолке. Из-за холода и нехватки еды в бункере очень высокая смертность — пол устилают два миллиона тел погибших муравьев.

Точная дата основания муравьиной колонии неизвестна, но не ранее 1992 года, когда бункер забросили люди. Определить возраст муравейника по продолжительности жизни муравьев тоже трудно: обычно рабочий муравей этого вида живет три года, но сколько он проживает в условиях бункера, неизвестно.

Ученые описали свою находку в Journal of Hymenoptera Research.

Муравьи часто используют для своих нужд других насекомых, например «пасут» стада тлей и едят их выделения. Но бывает и наоборот: например, гусеницы Narathura japonica пользуются услугами муравьев-телохранителей.