Агрессивность может быть вызвана чрезмерной гибелью клеток в мозгу

Агрессивное поведение может вызываться чрезмерной гибелью нейронов в мозгу, предполагают ученые из Новосибирска. Статья с результатами их исследования опубликована в журнале Behavioural Brain Research.
И у животных, и у человека на ранних стадиях формирования мозга образуется избыточное количество нейронов. Сразу после рождения они начинают гибнуть, а из тех, что остаются, формируется структура мозга. Нарушение этого процесса — чрезмерная или недостаточная гибель нейронов — может приводить к развитию психических и неврологических заболеваний, таких как депрессия, болезни Паркинсона и Альцгеймера. В процессах образования нейронов и их гибели участвуют особые белки — нейротрофические факторы. Среди них ученые выделяют BDNF и его вещество-предшественник — proBDNF.

«Нейротрофический фактор BDNF — это один из белков в мозге, необходимый для образования новых связей между нейронами. Нарушения в его работе могут приводить к психическим заболеваниям, например депрессии. В то же время его предшественник, proBDNF, обладает обратной активностью. Он участвует в процессах клеточной гибели», — сказал Владимир Науменко из Института цитологии и генетики СО РАН в Новосибирске.

Науменко и его коллеги впервые исследовали роль этих белков в регуляции наследственно обусловленного агрессивного поведения. Они измеряли уровень и активность их выработки в мозгу специально выведенных крыс. На протяжении более 70 поколений в одной группе животных для размножения отбирали зверьков, которые агрессивнее всего реагировали на людей, а в другой, наоборот, — самых миролюбивых. Ученые исследовали три основные структуры в мозгу животных: область ядер шва среднего мозга, гиппокамп и фронтальную кору. Они увидели существенные различия между двумя группами подопытных: у агрессивных крыс был повышен уровень белка proBDNF в гиппокампе и ядрах шва.

«Чтобы ответить на вопрос, что именно происходит в мозгу у крыс, нужно провести дополнительные исследования с подсчетом клеток и исследованием дополнительных факторов клеточной гибели. На основе полученных нами данных можно предположить, что у них более интенсивно идет клеточная гибель», — пояснил Науменко.

Для того чтобы выяснить, насколько эти результаты можно перенести на человека, нужны дополнительные исследования. «Сейчас высокоагрессивное поведение, наверное, можно охарактеризовать как неврологическое расстройство, и, возможно, когда-нибудь чрезмерную агрессию станут лечить подобно депрессии», — сказал ученый.