Вирусы привлекают опылителей

Шмель Bombus terrestris. Фото: Vera Buhl / Wikipedia

Биологи из Кембриджского университета выяснили, как вирусы могут быть полезны для зараженных растений.

Растения выделяют в окружающее пространство летучие вещества — с помощью них они борются с инфекцией, предупреждают друг друга об опасности, отпугивают травоядных животных и привлекают насекомых-опылителей.

Исследователи из Кембриджского университета обнаружили, что вирус огуречной мозаики, (англ. сucumber mosaic virus — CMV), который неплохо себя чувствует и на помидорах, изменяет метаболизм растений так, что летучие вещества, которые они выделяют, становятся привлекательными для шмелей.

Шмели играют важную роль в опылении томатов. Ученые применили газовую хроматографию и масс-спектрометрию и выяснили, что растения томатов и арабидопсиса (распространенного растения, которое часто используют в исследованиях) выделяют вещества, привлекающие шмелей, если заражены CMV. В итоге растения лучше самоопыляются и производят больше семян, чем здоровые растения, на которых CMV не живет.

Микрофотография частиц вируса огуречной мозаики. Изображение: Plant Resistance Gene Wiki

Интересно, что такой бонус растения получают, только если у них есть опылители. В противном случае болезнь снижает урожайность семян.

Почему в ходе эволюции возникло такое странное явление? Ведь CMV даже не переносится шмелями (заразу от растения к растению передает тля), то есть вирусу «незачем» привлекать насекомых. Ученые считают, что, помогая растениям опыляться и давать больше семян, вирус увеличивает свою «кормовую базу».

Исследование опубликовано в журнале PLOS Pathogens.

Растения извлекают пользу не только из вирусной инфекции, но и от сосуществования с бактериями, которые помогают растениям синтезировать гормоны.