Биологи показали, что бактерии попадают в Антарктиду с других континентов

Дрейфующий айсберг у берегов Антарктиды. Фото Тимура Еникеева (ИТАР-ТАСС)

Исследователи из Сколтеха, Института молекулярной генетики РАН, Института биологии гена РАН и МГУ изучили бактерии антарктического снега. Они показали, что микробные сообщества разных частей континента отличаются между собой меньше, чем микробы из одной точки Антарктиды, взятые в разные года.

Ученые уже давно поняли, что бактерии способны выживать даже в суровых условиях Антарктиды, но пока еще точно не установили, живут ли на шестом континенте свои собственные бактерии или они заносятся туда воздушными массами со всей Земли. Новое исследование российских биологов подтверждает вторую гипотезу.

«Наши данные показали, что скорее всего бактерии депонируются из воздуха, — рассказывает руководитель исследования, директор Центра системной биомедицины и биотехнологий Сколтеха Константин Северинов. — Вариабельность год от года в одном и том же месте больше, чем вариабельность между разными местами в Антарктиде, разнесенными на тысячи километров. Например, в Африке живут львы — тигров там нет. Если вы придете туда несколько раз подряд с интервалом в год, вы увидите там львов, а не тигров. С антарктическими бактериями ситуация не такая, потому что наборы бактерий все время разные».

Ледяное кладбище бактерий

Собранные в Антарктиде образцы бактерий анализировали в лаборатории, где методами высокопроизводительного секвенирования и биоинформатики определяли их ДНК. Особое внимание исследователи уделяли CRISP участкам ДНК, которые у бактерий отвечают за адаптивный иммунитет и содержат кусочки ДНК, захваченной их предками у встреченных за жизнь вирусов. По этим данным можно приблизительно узнать истории той или иной бактерии, и большие расхождения в «рассказах» антарктических бактерий выдали их происхождение.

«По-видимому, это большое кладбище бактерий с разных точек Земли, где они накапливаются под слоями снега, а иногда и плывут дальше вместе с отколовшимися айсбергами. Получается, айсберг, плывущий к нам, это корабль с древними бактериями, которые могут быть не самыми приятными. Жизнеспособность они не потеряли и при определенных условиях могут начать расти», — рассказывает Константин Северинов.

Результаты работы опубликованы в журнале Frontiers in Microbiology. Все образцы бактерий собраны биологами в рамках Российской антарктической экспедиции. В этом году исследователи планируют продолжить работу и снова отправиться на Антарктиду. Подробнее про другие научные исследования на шестом континенте читайте в интервью с руководителем Российской антарктической экспедиции.