Биологи изменили геном кишечной палочки

Микрофотография скопления клеток кишечной палочки. Фото: Microbe World  / Flickr

Специалисты по синтетической биологии из Гарвардской медицинской школы заменили 3,8% генома кишечной палочки Escherichia coli, выкинув из него семь кодонов. Это самая большая переделка бактериального генома на сегодняшний день.

Кодон — участок ДНК, кодирующий одну аминокислоту, элементарную единицу, из которых состоит молекула белка. Живые организмы используют для создания белковых молекул только 20 аминокислот. Их кодируют 64 кодона, и большинство аминокислот кодируются не одним, а несколькими кодонами-синонимами. Ученые отредактировали геном бактерии, избавившись от семи синонимов. В общей сложности ученые заменили 62 214 кодонов в 3548 генах кишечной палочки.

Бактерии с измененным геномом защищены от вирусов, потому что вирусы не распознают измененную генетическую последовательность и не могут встроить свои гены в ДНК бактерии. Кроме того, модифицированные таким образом микробы можно выращивать на среде с синтетическими аминокислотами, которых нет в природе. Это позволит контролировать размножение микроорганизмов и не выпускать за пределы лабораторий.

По словам ученых, их работа открывает большие перспективы для практического использования редактирования генома бактерий.

Статья с отчетом о редактировании генома кишечной палочки вышла в журнале Science.