Найдено более 200 новых генов, связанных с облысением

Ученые из Эдинбургского университета выявили 287 генов, которые связаны с мужским облысением.

Облысение (алопеция) чаще всего встречается у мужчин. Учеными подсчитано, что примерно 80% из них сталкиваются с потерей волос в возрасте до 80 лет. В дополнение к изменениям во внешности некоторые исследования выявили негативные последствия для здоровья, ассоциированные с облысением, такие как повышенный риск развития рака простаты и сердечно-сосудистых заболеваний.

Помимо внешних факторов, которые могут быть виновниками потери волос (например, очень сильный стресс), вклад генотипа в предрасположенность к облысению оценивается учеными в 80%. Причем эта цифра справедлива как в отношении раннего, так и в отношении позднего облысения.

В рамках исследования ученые из Эдинбургского университета изучили генетические образцы 52 000 мужчин в возрасте от 40 до 69 лет из биобанка Великобритании.

Ученые провели полногеномный поиск ассоциаций — GWAS. В основе этого метода лежит сравнение геномов людей двух групп — носителей исследуемого заболевания и контрольной группы. В данном случае в контрольную группу вошли 12 000 человек. В результате исследования обнаружено 40 локусов в половой Х-хромосоме и 247 локусов в хромосомах неполовых (аутосомных).

Локусы в аутосомных хромосомах расположены в пределах или вблизи генов, которые связаны, например, с геном седины (IRF4), геном, который отвечает за рост и длину волос у мышей (FGF5), и даже с геном, который отвечает за ацетилирование гистонов, то есть преобразование белков, участвующих в упаковке ДНК, которое необходимо для осуществления транскрипции. Теперь выяснилось, что эти гены ответственны и за облысение.

Основные гены, расположенные на Х-хромосоме, как и ожидалось, связаны с рецепторами андрогенов. Дело в том, что основной причиной мужского облысения является повышение уровня андрогенов — мужских половых гормонов (к ним относится, например, тестостерон). При определенной генетической предрасположенности эти гормоны могут вызывать облысение по мужскому типу — от висков к макушке. Андрогены в основании волосяной луковицы связываются с соответствующими рецепторами и подавляют рост стволовых клеток, которые отвечают за появление новых волос. Помимо этого истончается кожа скальпа и сокращается кровоток.

Причем связь с генами на Х-хромосоме в основном была обнаружена у мужчин с ранним облысением. А так как Х-хромосома наследуется по материнской линии, облысение передается от матери.

В будущем это исследование сможет стать основой для теста, выявляющего предрасположенность к облысению у мужчин.

Данные были опубликованы в журнале PLOS Genetics.

Ранее ученые нашли у россиян ген, отвечающий за полноту.